Стало известно: под вчерашним ракетным ударом войск РФ в Киеве погибли не восемь, а двенадцать человек. Ранены без малого сто. Президент США Дональд Трамп вновь нахваливает главу РФ, критикует Украину и её президента. В Москве тем временем побывал трамповский спецпредставитель Стив Уиткофф – его разговор с Путиным длился четыре часа. Эту тёрку на сговор агитпроп РФ сравнивает со встречей на Эльбе 1945 года, демонстрируя кощунственное презрение к памяти Второй мировой войны.

Трамп подгоняет время: дескать, "сделка" уже за поворотом! Путин благосклонно кивает, но периодически охолаживает: не надо, мол, обольщаться, мы ещё не всё получили. Украина продолжает воевать: ВСУ контратакуют в Торецке, держатся под Покровском и Купянском. В российской столице – точно под визит Уиткоффа – ликвидирован генерал Москалик.

На четвёртый с февраля заезд беседа Уиткоффа с Путиным продолжалась больше трёх часов. На официальном уровне итоги смотрятся блёкло. Вашингтон пока не комментировал вообще. От имени Москвы высказался путинский помощник по внешней политике Юрий Ушаков: "Речь шла о возможности возобновления прямых переговоров между представителями Российской Федерации и Украины". Надо понимать, для этого Кремлю требуется теперь разрешение из Белого дома? Путинские успехи в обеспечении российского суверенитета известны, но раньше прогибаться приходилось только перед Чжуннаньхаем. Теперь к пекинскому сюзерену добавился вашингтонский?

На самом деле это, конечно, не так. Трамп ничего не диктует – что и оказалось для него неприятной неожиданностью. Скорее наоборот, Путин успешно использует трамповскую амбициозность, приманивает его призраком "сделки" – и применяет как рычаг давления на Украину. Даже кратковременный отказ в американских военных поставках уже приводил ВСУ к тяжёлым фронтовым последствиям. Украина не расходует людей подобно феодальному государству РФ. Это вынуждает считаться с зигзагами американской политики. И с личностными особенностями американского президента. За что-то утверждённого американским народом в качестве наказания urbi et orbi.

Как бы то ни было, Трамп представил некий "план урегулирования". Как водится в теперешней политике и дипломатии, никто тестового оригинала не видел. Но по разрозненным утечкам, проговоркам и вбросам мировые медиа формируют некоторые представления.

Прекращение огня по фактической линии соприкосновения. Официальное признание российской аннексии Крыма. Неофициальное признание российской оккупации части Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины. Украинский суверенитет над Харьковской областью, свободный проход по Днепру. Эти два момента подаются как учёт интересов Украины и – якобы – показатель конструктивного настроя Путина (который никак ещё не сказал, будто принимает такие условия). Неясно по Запорожской АЭС – нечто вроде американского контроля де-факто при украинском де-юре.

Отказ Украины от вступления в НАТО (за это Сергей Лавров особенно восхваляет Трампа как "единственного лидера на Земле, который понял и т.д. и т.п."). Украине обещаны некие "гарантии безопасности", но дальше словесных заверений американская сторона не заходит. По крайней мере, никаких ограничений для украинской армии и оборонной промышленности план не предусматривает. Вашингтон, скажем так, не будет возражать против отправки в Украину европейских миротворческих контингентов. Но против этого уже возражает Москва.

Американо-украинское соглашение по редкоземельным металлам (Трамп об этом вспоминает регулярно, но непредсказуемо). Компенсация Украине экономического ущерба от войны (непонятно, кем). Снятие санкций с РФ, запуск американо-российских совместных промышленно-энергетических проектов. Чтобы всем на барыши и никто не ушёл обиженным.

Можно говорить об империалистических амбициях трамповской администрации, о стремлении к сговору с диктаторским режимом Путина, о возмутительном принципе вознаграждения агрессору и убийце. Всё это налицо, даже не скрывается. Но первое впечатление от плана всё-таки иное: безнадёжно инфантильный наивняк. Даже не маниловщина. Скорее – как в прекрасной песне Евгения Клячкина: "Девочка рисует дома, над домами вьются дымы" – которую, наверное, даже нехорошо в этой связи вспоминать.

Представить такое в Лондоне украинцам и европейцам всё-таки не решились: ни госсекретарь Рубио, ни Уиткофф не поехали на встречу с былыми союзниками, а генерал Келлог не имеет реальных полномочий. Зато вполне вероятно, что сегодня Уиткофф именно это вдохновенно обсуждал с Путиным. Который, конечно, сделал требуемое лицо. Раз фронт не прорван, Трамп остаётся нужен как мебель посредине. А уж с таким компетентным дипломатом, как Уиткофф, который не в состоянии запомнить названия украинских областей, решать вопросы вообще одно удовольствие. "У нас четыре золотых? Четыре на два не делится? Ну вот я и беру половину".

Сам американский президент уже превозносит главу РФ за его якобы согласие не захватывать всю Украину, ограничиться захватом того, что захватить удалось. Недаром прорезался сегодня с зоны подзабытый Гиркин-Стрелков: дескать Трамп нам продаёт то, что и так уже у нас. Тоже, значит, недоволен. Но гольфист-риэлтор Уиткофф, вслед за риэлтором-гольфистом Трампом, не видит здесь парадокса.

"Президент Соединённых Штатов считает, и я думаю, что прав, что мы движемся в правильном направлении", – говорит "путинский Риббентроп", известный как министр Лавров. "56% американцев не одобряют подход Трампа к разрешению конфликта России и Украины", – результат последнего опроса Siena–New York Times. Это, конечно, к слову. Но иллюстрирует ярко.

Владимир Зеленский выдвигает контрплан, который уже "на столе президента Трампа". Постоянное прекращение огня – до начала переговоров. Выработка договорённостей на международно-правовых основах – то есть, непризнание захвата Крыма. Конкретные гарантии безопасности, главная из которых – неограниченно вооружённые ВСУ и национальный ВПК.

Вполне предсказуемо Трамп тут же взвился на Зеленского: как он смеет мешать сделке, не отказываться от Крыма, почему тогда не защищал полуостров в 2014 году?! Тут понятно, можно не обсуждать. Но волна критики президентских тезисов поднялась и в самой Украине. Для начала – за место оглашения. Зеленский озвучил всё это во время визита в ЮАР. Рядом с президентом Сирилом Рамафосой, который считается из главных африканских (и вообще – глобально-южных) союзников Москвы. Не сигнал ли это к политическому отступлению? Да ещё в свете сегодняшнего выступления Виталия Кличко: "Отказаться от территории – это несправедливо. Но для временного мира это может быть временным решением", – сказал мэр Киева.

Трамп объявляет сроки – то неделя, то две. Якобы согласие Путина "не захватывать всю Украину" американский президент называет "большой уступкой" – теперь, дескать, украинская очередь уступать… Не будем морализировать, спрашивать в какое время живём – время разбойное, время негодяев, тут нечего уточнять и нечему удивляться. Но посмотрим прагматично. Вроде как по-трамповски.

За три года полномасштабной фронтовой войны путинские войска неоднократно биты на ключевых направлениях и участках. Захваченные чудовищной кровью с 2022 года территории даже кремлёвка стесняется предъявлять как успех. Еле-еле справились с "остатками ДРГ" в Курской области – да и справились ли? Бои перекидываются с Курщины на Белгородчину. В таком объективном контексте – что они кому уступают? О чём вообще спич? Или Трамп, подобно своим московским партнёрам, держит за победы ракетный террор против мирных городов, убийства в Кривом Роге, Сумах, Харькове, Киеве?

Здесь, похоже, и заключается главный обман Трампа. В его излюбленном картёжном образе. "Козырей нет" как раз у Путина – это доказано на поле боя, так что конкретнее некуда. Нет их и у самого Трампа. Идёт глобальная разводка, вроде игры на понтах или ложного банкротства. В чём и Трамп, и Путин традиционно сильны.

Но ныне игра кровава. Потому исход впереди иной. Не того уровня, к которому привыкли в своём фарте временщики из Кремля и Белого дома.

Виктор Фролинский

vkrizis.info

! Орфография и стилистика автора сохранены